Технологический Центр управления пригородным комплексом Московской железной дороги 

Заказчик

Московская железная дорога (МЖД) — филиал ОАО «РЖД». Движение на МЖД было открыто в 1861 году. Московская железная дорога — это 13 тыс. км развернутой длины и 8,8 тыс. км эксплуатационной длины, которые обслуживают более 50000 человек. Характерная особенность дороги — ее разветвленность. МЖД обслуживает 13 субъектов Российской Федерации, из них девять (город Москву, Московскую, Тульскую, Орловскую, Курскую, Рязанскую, Смоленскую, Калужскую и Брянскую области) полностью, а четыре — Владимирскую, Белгородскую, Липецкую области и республику Мордовия — частично.

Цели и задачи проекта

1,4 млн пассажиров 

в сутки перевозит МЖД


Московская железная дорога осуществляет 62,3% пригородных перевозок страны. Для этого используются 585 единиц подвижного состава, более 4000 машинистов и помощников машинистов, более 2000 кассовых терминалов, 1800 турникетов. Ежедневно курсируют 1328 пар поездов. 

Цели проекта — предоставление транспортных услуг требуемого качества в соответствии с ожиданиями пассажиров через совершенствование технологии управления пригородным комплексом и переход от функциональной (по хозяйствам) к сервисной модели управления, а также гарантированное исполнение технологических процессов.

Для достижения целей проекта были поставлены следующие задачи:

  • создание процессов управления деятельностью пригородного комплекса;
  • разработку комплексной автоматизированной системы;
  • проектирование и создание Технологического Центра управления пригородным комплексом;
  • внедрение новой технологии.

Решение

В ходе работы над проектом специалисты «Айтеко» и HP совместно с проектной командой заказчика разработали принципиально новую технологию управления, которая объединила и унифицировала управление всеми хозяйствами пригородного комплекса.

Разработанная технология управления включает в себя основные процессы управления:

  • управление планово-предупредительными работами;
  • управление инцидентами;
  • управление проблемами;
  • управление изменениями;
  • управление конфигурациями.
Для автоматизации этих процессов создана система технологического управления пригородным комплексом на базе программного обеспечения HP Service Manager.

Блоки проекта

Деятельность технологического Центра управления была структурирована в виде двух блоков.

Для обеспечения работы профильных управлений создана подсистема визуализации технологических процессов, которая дает возможность визуализировать текущее состояние задач управления на плане дороги или в 3D-модели.

В ходе проекта выполнено полное оснащение Центра управления оборудованием: установлены телефонные станции, серверы, ПК, коммуникационное оборудование, видеостены, подсистемы видео- и конференц-связи, системы видеонаблюдения и контроля доступа.

Технологический блок, в состав которого входят:

  • управление расписания — структура, обеспечивающая качество основного продукта, производимого пригородным комплексом;
  • управления моторвагонного подвижного состава и локомотивных бригад (МВПС и ЛБ) и пригородной инфраструктуры — структуры, обеспечивающие эффективное использование основных активов пригородного комплекса.

Сервисный блок, в состав которого входят:

  • управление пассажирской логистики;
  • управление быстрого реагирования и клиентской поддержки;
  • управление транспортной безопасности.
Для каждого из этих блоков уточнена, формализована и адаптирована под новые процессы управления собственная технология работы, проведена доработка существующих технологических систем и их интеграция с технологической системой управления на базе HP Service Manager.

Совмещение в одном центре всех многочисленных функций, которые реализуются при организации пригородных пассажирских перевозок, безусловно, позволяют и пригородным пассажирским компаниям как перевозчикам, и ОАО «РЖД» как инфраструктурной компании максимально оптимизировать работу. А значит — сократить время прохождения каких-либо сигналов для принятия решений, обеспечить необходимый уровень управленческой активности и в перспективе, конечно же, привести к снижению расходов.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»

Результаты проекта

Проект был завершен в рекордные сроки.

С 1 июня 2011 г. по 18 июня 2012 г. выполнены следующие работы:

  • технологические процессы пригородного комплекса МЖД были четко структурированы и разбиты на два полноценных функциональных блока: технологический и сервисный;
  • разработана единая технология управления работой всех хозяйств, построенная на типовых процессах библиотеки ITIL;
  • на базе HP Service Manager создана система, обеспечивающая выполнение функций планирования, контроля и управления;
  • создан ряд смежных систем — интеллектуального видеонаблюдения и визуализации пригородной инфраструктуры;
  • проведена доработка уже существующих технологий и технологических систем, выполнена их интеграция с новой системой управления;
  • разработана подсистема визуализации процессов МЖД, позволяющая на общем плане сети или в виде 3D-модели наблюдать за текущим состоянием инфраструктуры и процессом выполнения задач;
  • создан Технологический центр управления, который позволяет в режиме реального времени планировать, контролировать и управлять планово-предупредительными работами, изменениями, инцидентами и проблемами на транспорте, осуществлять единый учет эксплуатационных объектов пригородного комплекса и эффективно взаимодействовать со смежными структурами;
  • выполнен капитальный ремонт здания и его оснащение в интересах работы Центра.

В рамках проекта были унифицированы процессы управления и технические средства управления для всех хозяйств пригородного комплекса и стоящих перед ним задач. 

Например, система интеллектуального видеонаблюдения, создаваемая изначально в интересах транспортной безопасности, сейчас активно используется управлением пассажирской логистики для регулирования пассажиропотока, а также управлением инфраструктуры для контроля состояния объектов и выполнением работ.

Этот знаковый проект является беспрецедентным по всем статьям: от критичности и масштабов решаемых задач до рекордно сжатых сроков реализации и применяемых методов работы. Наша общая история успеха стала возможна благодаря профессионализму и слаженности работы совместной проектной команды «Айтеко» и МЖД, а сам проект по сути определил некую референтную модель решения задач управления сложными высокотехнологичными предприятиями, к которой уже сегодня проявлен интерес со стороны ряда отечественных и зарубежных компаний.

Шамиль Шакиров, президент «Айтеко»
Извините, ваш браузер не поддерживается